ИскраПролетарии всех стран, соединяйтесь!
Вторник, 07.05.2024, 21:48
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
№ 1 [5]
№ 2 [1]
№ 3 [6]
№ 4 [6]
№ 6 [6]
№ 5 [11]
№ 7 [4]
№8 [0]
Мини-чат
200
Главная » Статьи » 2010 » № 2

"ЧТО Д Е Л А Т Ь?" (Заключение)

"ЧТО Д Е Л А Т Ь?"

(Заключение)

22 апреля 2010 года исполняется 140 лет со дня рождения В.И. Ленина. Для нынешних большевиков наследие классиков марксизма-ленинизма не только не устарело, - наука о развитии общества является путеводной звездой, указывающей направление движения. Сегодня многим коммунистам следует обратиться за помощью в идеологических и организационных вопросах к работам Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Работа В.И. Ленина "Что делать?" написана в конце 1891г. - начале 1902 г., но она обращена к нам так же, как и к коммунистам того далекого времени. Для читателей "Искры" редакция публикует заключительную статью, но каждый коммунист должен изучить всю работу.

История русской социал-демократии распадается на три периода.
Первый период обнимает около десяти лет, приблизительно 1884-1894 г.г. Это был период возникновения и упрочения теории и программы социал-демократии. Число сторонников нового направления в России измерялось единицами. Социал-демократия существовала без рабочего движения, переживая, как политическая партия процесс внутриутробного развития.
Второй период обнимает три - четыре года,

1894-1898г.г. Социал-демократия появляется на свет божий, как общественное движение, как подъем народных масс, как политическая партия. С быстротой эпидемии распространяется повальное увлечение интеллигенции борьбой с народничеством и хождением к рабочим, повальное увлечение рабочих стачками. Движение делает огромные успехи. Большинство руководителей - совсем молодые люди, далеко не достигшие того"-тридцатипятилетнего возраста", который казался г. Михайловскому какой-то естественной гранью. Благодаря своей молодости, они оказываются неподготовленными к практической работе и поразительно быстро сходят со сцены. Но размах работы у них большей частью был широкий. Многие из них начинали революционно мыслить как народовольцы. Почти все в ранней юности преклонялись перед героями террора. Отказ от обязательного впечатления этой геройской традиции стоил борьбы, сопровождался разрывом с людьми, которые во что бы то ни стало хотели остаться верными "Народной воле" и которых молодые социал-демократы глубоко уважали. Борьба заставляла учиться, читать нелегальные произведения всяких направлений, заниматься усиленно вопросами легального народничества. Воспитанные на этой борьбе социал-демократы шли в рабочее движение, "ни на минуту" не забывая ни о теории марксизма, озарившей их ярким светом, ни о задаче свержения самодержавия. Образование партии весной 1898 года было самым рельефным и в то же время самым последним делом этой полосы.

Третий период подготавливается, как мы видели, в 1897 году и окончательно выступает на смену второго периода в 1898 году (1898 - ?) Это -период разброда, распадения, шатания. В отрочестве бывает так, что голос у человека ломается. Вот и у русской социал-демократии этого периода стал ломаться голос, стал звучать фальшью, - с одной стороны в произведениях гг. Струве и Прокопови-ча, Булгакова и Бердяева, с другой стороны - у В. И-на и P.M., у Б. Кричевского и Мартынова. Но брели розно и шли назад только руководители: само движение продолжало расти и делать громадные шаги вперед. Пролетарская борьба захватывала новые слои рабочих и распространилась по всей России, влияя в то же время косвенно и на оживление демократического духа в студенчестве и в других слоях населения. Сознательность же руководителей спасовала перед широтой и силой стихийного подъема; Среди социал-демократов преобладала уже другая полоса - полоса деятелей, воспитавшихся почти только на одной "легальной" марксистской литературе, а ее было тем больше недостаточно, чем больше сознательности требовала от них стихийность массы. Руководители не только оказывались позади и в теоретическом отношении ("свобода критики") и в практическом ("кустарничество"), но пытались защищать свою отсталость всякими выспренними доводами. Социал-демократизм принижался до тред-юнионизма и брентанистами легальной и хвостистами нелегальной литературы. Программа "Credo" начинала осуществляться, особенно когда "кустарничество" социал-демократов вызывало оживление революционных не социал-демократических направлений.

И вот, если читатель упрекнет меня за то, что я чересчур подробно занимался каким-то "Раб. Делом", я отвечу на это: "Р. Дело" приобрело "историческое" значение потому, что всего рельефнее отразило в себе "дух" этого третьего периода*. (*Я мог бы также ответить немецкой пословицей: Den Sack schlaqt man, den Esel meint man, или по-русски: кошку бьют, невестке наветки дают. Не одно "Раб.Дело", а широкая масса практиков и теоретиков увлекалась модной "критикой", путалась в вопросе о стихийности, сбивалась с социал-демократического на тред-юнионистское понимание наших политических и организационных задач.). Не последовательный Р.М., а именно флюгерству-ющие Кричевские и Мартыновы могли настоящим образом выразить разброд и шатания, готовность идти на уступки и перед "критикой", и перед терроризмом. Не величественное отношение к практике со стороны какого-нибудь поклонника абсолюта" характерно для этого периода, а именно соединение мелкого практицизма с полнейшей теоретической беззаботностью. Не столько прямым отрицанием "великих слов" занимались герои этого периода, сколько их опошлением: научный социализм перестал быть целостной революционной теорией, а превращался в мешанину, к которой "свободно" добавляли жидкости из всякого нового немецкого учебника; лозунг "классовая борьба" не толкал вперед к все более широкой, все более энергичной деятельности, а служил средством успокоения, так как ведь "экономическая борьба неразрывно связана с политической"; идея партии не служила призывом к созданию боевой организации революционеров, а оправдывала какую-то "революционную канцелярщину" и ребяческую игру в "демократические" формы.

В смысле призыва к такой "смене" и сводя вместе все изложенное выше, мы можем на вопрос: что делать?

Дать краткий ответ: Ликвидировать третий период.


В.И. Ленин, ППС, т.6, с. 1-192.
Категория: № 2 | Добавил: Редактор (30.05.2010)
Просмотров: 605
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz